О краниофациальной хирургии из интервью В.В. Рогинского
Первому каналу телевидения России

В.В. Рогинский, доктор медицинских наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ,
лауреат премии Правительства России по науке и технике,
заведующий отделом детской челюстно-лицевой хирургии и стоматологии
ФГБУ “Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии” Минздрава России

Как называется такой диагноз, как часто он случается и что произойдет с ребенком, если вовремя его не выявить?

– Мы сегодня поговорим с вами о патологии, которая находится в компетенции так называемой краниофациальной хирургии, – это одно из направлений медицины, которое находится на стыке нейрохирургии и челюстнолицевой хирургии. В оказании помощи таким больным задействованы и нейрохирурги и челюстнолицевые хирургии, и возможности применения той или иной методики и той и иной специальности дают большой простор для реконструкции и лица и черепа. Там, где стыкуются две дисциплины, появляется чтото новое  и большие возможности. Одна из частых видов патологии, которые имеются у человека, это так называемые краниостенозы и краниосиностозы. В целом это раннее зарастание швов, когда мозг продолжает расти, а швынет, отсюда случаются всякие неприятности и поломки на физиологическом уровне: повышение внутричерепного давления, ухудшение зрения, снижение интеллекта и т.д.

Медицина давно ищет пути лечения этих больных, и раньше путь был только  одинхирургический, при  котором разбирали череп, делали новые швы, они иногда срастались снова. Проблем было много. В последнее время появились новые технологии. В частности, НИИ нейрохирургии и наш Институт челюстнолицевой хирургии занимаемся разработкой нового направления, – так называемого лечения ортезами или, проще говоря, шлемами. Суть этого лечения заключается в том, что когда череп растет неправильно, то можно или хирургическим путем задать ему правильный рост (разобрать череп, сшить поновому), или же одеть шлем правильной формы, который подбирается по этому возрасту индивидуально, и человек одевается в капсулу, после чего рост черепа идет только в правильном направлении.  Шлем может использоваться только как одна из методик этого лечения или вместе с хирургией.  Это очень эффективная методика, применяемая часто за рубежом. В России, к сожалению, мало кто ее применяет так как технологично она довольно сложна. На западе руками как бы лепят эти шлемы, мы вышли на возможность компьютерного планирования

Сколько уже существует эта методика у нас? Сколько вы ей пользуетесь?

–  Года три мы ей занимаемся.

Из чего этот шлем сделан?

–  Это пластмасса, он легкий. Сейчас много всяких композитов. Шлем удобен в ношении и не вызывает особого отторжения.  Есть дети, которым не нравится, но большинство с удовольствием носит. Обычно требуется 2, иногда три шлема ребенку, так как в процессе роста все меняется. Если первый надели в 6 месяцев, то в год у него уже другая голова.

Расскажите про особенности мозга ребенка до года

Когда швы срастутся окончательно, будет трудно направлять, чтото изменить.

Как происходит лечение после того как выявили, что у ребенка есть такая проблема. Дальше что?

Мы встречаемся, контактируем. Заявляем, что появился пациент, так как если он у нас появился, мы сообщаем нейрохирургу, дальше надо проводить обследование: КТ, энцефалограмма и т.д.  При обследовании строится модель его черепа, изучается и принимается решение: только ли будет лечение ортезами или комбинированное лечение, то есть операция, а потомортезы.